Значение и тайна имени / Тувинские имена

Тувинские имена

Русские имена Русские имена
Татарские имена Татарские имена
Мусульманские имена со значением Мусульманские имена со значением
Башкирские имена Башкирские имена
Казахские имена Казахские имена
Дагестанские имена Дагестанские имена
Армянские имена Армянские имена
Адыгейские и кабардино-черкесские имена Адыгейские и кабардино-черкесские имена
Алтайские и хакасские имена Алтайские и хакасские имена
Бурятские имена Бурятские имена
Кабардино-черкесские имена Кабардино-черкесские имена
Как назвать ребенка. Имена Как назвать ребенка. Имена
Калмыцкие имена Калмыцкие имена
Карачаево-балкарские имена Карачаево-балкарские имена
Кумыкские имена Кумыкские имена
Осетинские имена Осетинские имена
Тувинские имена Тувинские имена
Финские имена Финские имена
Хакасские имена Хакасские имена
Чеченские и ингушские имена Чеченские и ингушские имена
Якутские имена Якутские имена


О порядке регистрации рождения О порядке регистрации рождения
Образование отчеств Образование отчеств
Склонение личных имен в русском языке Склонение личных имен в русском языке
Значение и тайна имени Значение и тайна имени
Сонник и гороскопы, имена Сонник и гороскопы, имена




Мужские
Женские
Имена, употребляющиеся и как мужские и как женские
Родоплеменные названия

Тувинский язык относится к тюркской языко­вой семье. В его лексике, естественно, поэтому отражен общетюркский пласт. Но наряду с этим, в силу ряда исторических причин, в лексическом составе тувинского языка в большей степени, нежели в других тюркских языках, представлены монгольские элементы. Это видно и в собственных именах.

Тувинские собственные имена по их происхо­ждению можно разбить на три группы. Первую группу составляют исконно тувинские имена. Это значимые слова. Например, Анай 'козленок', Белек 'подарок', Маадыр 'герой', Мерген 'мудрый', Чечек 'цветок', Чечен 'изящный'.

Многие тувинские собственные имена состоят из двух компонентов: Алдын-Херел 'золотой луч', Анай-Саар 'козленок', 'доить', Белек-Байыр 'по­дарок', 'праздник'.

Наиболее распространенным вторым компонен­том мужских имен является слово оол 'парень', 'мальчик': Ак-оол 'белый мальчик', Алдын-оол 'золотой мальчик', Кара-оол 'черный мальчик', Хеймер-оол 'младший мальчик', Чараш-оол 'кра­сивый мальчик' и т. д.

Легко превратить перечисленные выше мужские имена в женские, заменив их второй элемент словами кыс 'девочка', 'девушка' или уруг 'ребенок', 'дочь', являющимися показателями женских имен:

Ак-кыс 'белая девушка' или Ак-Уруг 'белый ре­бенок', Алдын-кыс 'золотая девушка', Кара-кыс'черная девушка' или Кара-Уруг 'черный ребенок', Чараш-Уруг 'красивый ребенок' и др.

Одним из показателей женских имен является аффикс -маа, восходящий к тибетскому слову 'мать'. Например: Сайлыкмаа 'синичка', Tогэринмаа 'кругленькая', Чечекмаа 'цветок'.

Прибавление к одному и тому же корню опре­деленных аффиксов, придающих основному зна­чению различные оттенки, - довольно распростра­ненное явление в образовании тувинских имен. Так, от мужского имени Бурбу посредством аффиксов образованы два самостоятельных имени: Бурбужал и Бур6ужап. Ср. также имена Лопсанмаа, Лопсаннаар, Лопсанчап от основы Лопсан или Чаш-оол, Чашпай, Чашпаяк от основы Чаш и др.

Ко второй группе относятся имена, связанные с буддийской религией. Имена этой группы, попав в тувинский язык, под воздействием его фонети­ческих законов изменили свой первоначальный облик. Тувинцы так же, как и монголы1, ново­рожденным часто давали имена буддийских бо­жеств, вроде Долгар, Долчан, Шогжал.

Личными именами могут быть названия буддий­ских священных книг. Например, Дажы-Сег6е, Манзырыкчы, Чадам6а, а также слова, выражаю­щие буддийские философские понятия, вроде Сотпа 'терпеливость', Самдан 'глубокое размыш­ление', 'сосредоточение духа в самом себе' и др. В соответствии с днем рождения ребенка ему давали в качестве имени тибетские названия дней недели. Например, Баазан 'пятница', Бур6у 'четверг', Даваа 'понедельник'. В качестве личных имен употребляются также тибетские слова со значением добрых пожеланий, положительных качеств: Серен 'долголетие', Чимит 'бессмертный' и др. или тибетские названия монашеских рангов, монастырских должностей, ламских ученых степе­ней, религиозных обрядов, заимствованные через монгольский язык.

Надо отметить, что в настоящее время предпо­читаются имена собственно тувинские или заим­ствованные из русского языка, а имена, связанные с буддийской религией, даются только по традиции.

В третью группу входят имена, заимствованные из русского языка и через него из других евро­пейских языков. Заимствование имен особенно активизировалось в последние десятилетия. Эти имена оформляются на письме так же, как в рус­ском языке, но в их произношении наблюдаются некоторые отклонения от русского.

Имена у тувинцев более употребительны, чем фамилии. Личность известна скорее по имени, нежели по фамилии. До 1947 года фамилиями у старшего поколения служили старые родо­племенные названия.

В связи с упорядочением фамилий (1947 г.), поскольку родоплеменные названия, служившие фамилиями, количественно ограничены, было официально разрешено желающим брать русские,

имена. В результате национальное имя станови­лось фамилией, а заимствованное - именем. Например, Даваа Александр Маадырович, Кускелдей Тамара Байыровна. Поэтому некоторые из пере­численных ниже имен в настоящее время употребляются и как фамилии, что особенно характерно для среднего и младшего поколения. В настоящее время в качестве личных имен или фамилий выступают и родоплеменные названия.

В тувинских фамилиях отсутствуют определен­ные окончания, характерные для русских фамилий.

В документах личное имя приводится на втором месте после фамилии, например: Салчак Биче-оол Сотпаевич.

Отчество оформляется двумя способами:

1.      К имени отца прибавляются соответствующие русские аффиксы: -ович, -евич (для мужчин), -овна, -евна (для женщин), например: Кызыл-ооло­вич, Херелевич, Кызыл-ооловна, Херелевна.

2.      Имя отца приводится на третьем месте без указанных выше аффиксов. При нем подразумеваются (но сейчас не пишутся) слова оглу 'сын' или кызы и уруу 'дочь'. Например: Монгуш Николай Кызыл-оол, Танова Мария Седип.


_____________________________
1
См. Намхайн Жамбал-Сурэн. Тибетские слова в монгольском языке. Автореферат канд. дис. М., 1961, стр. 17.




рекомендуем посетить сайт gorockop.ru: значение и тайна имени, гороскопы и сонник